Маркировка табачной продукции представляет собой процесс нанесения на каждую пачку товара специально разработанного непохищаемого, некопируемого, уникального DataMatrix штрих-кода. Она является действенным методом борьбы с контрафактной продукцией и позволяет отследить полное движение товара – от завода-изготовителя до конечного потребителя.
Такая мера дает возможность:
В итоге потребитель получает качественный, легальный продукт. А в выигрыше остаются все, кроме нечестных «игроков» рынка.
О запуске экспериментального этапа маркировки продукции табачной отрасли гласило Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 № 1433. Координатором эксперимента изначально выступил Минпромторг России.
Немногим позже – 31.12.2017 года принят закон № 487-ФЗ, который стал отправной точкой разворачивания общего процесса цифровизации в нашей стране. Следующий нормативный акт такого характера – Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792. В нем идет речь об утверждении перечня продукции, подлежащй обязательной маркировке. Формирование национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный Знак на базе Центра Развития Перспективных Технологий должно завершится к 2024 году.
30.06.2018 г. президент страны подписал внесенные в ФЗ-15 изменения, сдвигающие стартовый запуск обязательной маркировки табака с 01.07.2018г. на 01.03.2019 г.
Итак, запуску цифровой маркировки табачной продукции способствовала неутешительная рыночная ситуация – доля незаконного оборота в этой отрасли до минувшего года неустанно росла. Поэтому с 15 января 2018 г. на территории России стартовал пилотный двухэтапный проект маркировки. Оператором эксперимента выступил ЦРПТ.
В эксперимент вступили многие ведущие производители (Филип Моррис, JTI, Imperial Tobacco Group, др.) и крупные дистрибьюторы («СНС», «Мегаполис»). В итоге, было пронумеровано свыше 155 млн. пачек сигарет (по состоянию на конец минувшего года). В целом, проект получил положительную оценку. Теперь, с марта 2019 стартует обязательная маркировка всех табачных изделий.